Об этом в беседе с корреспондентом ИАА «ИНФОБИО» сообщил Арнольд Дейл из компании Ekman. Эта компания занимается продажами пеллет, которые производятся на заводе-миллионнике «ВЛК» (бывшая «Выборгская целлюлоза») в пос. Советский Ленинградской области.
Ekman сегодня работает с крупными теплоэлектростанциями в Европе, такими какDRAX, RWE, DONG и многими другими. При этом компании удается держать одну из самых высоких цен на рынке. «Какой смысл заключать длительные контракты по низкой цене, когда цена растет? – задает вопрос господин Дейл. – Мы не заключаем долгосрочные контракты, а поставляем биотопливо, согласно потребностям ТЭЦ. До настоящего момента проблем со сбытом не было. Я не понимаю менеджеров американских и канадских пеллетных заводов, которые заключают с европейскими ТЭЦ годовые договоры на поставку пеллет и фиксируют цену. Они ведь работают себе в убыток! Мы так не делаем. Мы продаем пеллеты по сегодняшним ценам, а цена растет».
Действительно, согласно российской статистике ТН ВЭД, экспортная цена на топливные гранулы «Выборгской целлюлозы» на условиях «FOB порт России» была самой высокой в 2011 году. Она превышала в порту предприятия или Выборга 120 евро за тонну. Как мы написали ранее, у Ekman эксклюзивный контракт с «ВЛК» на продажу всех произведенных там пеллет на экспорт. Внутри России предприятие из пос. Советский может самостоятельно продавать гранулы.
Сейчас Ekman намерен расширить сферу деятельности и начать активную работу не только на рынке промышленных гранул, но и на потребительском рынке. Дания будет первой страной, в которой шведский концерн намерен создать потребительскую сеть по продаже пеллет частным владельцам биотопливных котлов. Кроме производителей из Европы, шведы намерены активно работать с небольшими пеллетными компаниями из России. Сейчас идет поиск поставщиков топливных гранул премиум-качества.
Как оказалось, не так легко найти среди 150 мелких российских производителей пеллет тех, кто хотел бы продавать продукцию на Запад хотя бы по 3000 тонн гранул в месяц. Многие наши небольшие производители качественных пеллет довольно хорошо себя чувствуют, не занимаясь экспортом биотполива. Так, некоторые производители из Москвы, имея совсем крохотное биотопливное производство (200 тонн в месяц) продают свою продукцию владельцам пеллетных котлов по цене 8000 рублей за тонну. Остальной объем реализуют еще по более высокой цене продавцам туалетов для кошек. При средней экспортной цене на гранулу в порту Санкт-Петербурга около 100 евро/т, т.е. 4000 рублей за тонну, понятно, что такие российские производители не будут отдавать свой товар за рубеж. Более крупные производители пеллет выпускают исключительно промышленный тип топливных гранул и пока с опасением думают о переходе на пеллеты премиум-качества.
Вместе с тем шведской компании все-таки удалось найти несколько партнеров из Карелии, Тверской и Ленинградской области, которые будут поставлять потребительские гранулы на рынок Дании. Работа по поиску партнеров сейчас продолжается. Планы Ekman амбициозны. Компания хочет стать одним из крупнейших продавцов пеллет в Европе. «За последние 50 лет компания ежегодно получала только прибыль, - говорит Арнольд Дейл, - и мы намерены в дальнейшем только увеличивать нашу доходность. К убыткам мы не привыкли. Что касается работы с Россией, то здесь вопрос, конечно сложный. Многие считают эту страну высокорискованной для инвестиций и предпочитают заключать контракты и инвестировать деньги в США или Канаду. Вместе с тем никто, даже я лично, еще несколько лет назад не верил, что завод-миллионник в пос.Советский «Выборгская целлюлоза» начнет свою работу и будет производить гранулы. Таким образом, россияне доказали, что они могут быть не хуже американцев! Также мы сомневались, что у «ВЛК» будет сырье. В реальности, объемы древесного сырья для производства биотоплива даже превышают потребности. У предприятия есть свои лесные участки, и оно активно обменивает ликвидную древесину на неликвидную, которую применяют для изготовления пеллет. При этом, поставляя одно бревно качества «пиловочник» на лесопильный завод, «ВЛК» получает взамен четыре бревна качества «дрова» для производства биотоплива. Это очень умная политика, которую стал применять господин Сабодаш – владелец бизнеса в пос.Советский. Ведь даже американские и канадские крупные пеллетные заводы так не поступают. А «ВЛК» обменивается древесиной со всеми соседними ЦБК и лесопильными заводами, а их в радиусе 100-200 км достаточно. При этом использует водный транспорт».
Будет ли расти потребность европейцев в российских пеллетах в ближайшие годы? Однозначно, потребность будет расти, считает господин Дейл. Ведь в Европе строится много новых когенерационных и биотопливных ТЭЦ. Каждую угольную электростанцию правительство обязывает использовать биотопливо хотя бы на 10-15%, а им подходит только пеллеты. Будет ли Россия играть важную роль на рынке пеллет в Европе? «ВЛК» уже сегодня диктует свои цены на гранулы европейским ТЭЦ и показывает, что нельзя следовать американскому опыту и продавать пеллеты по низким ценам лишь потому, что группа европейских энергетических концернов демпингует рынок. Ведь цены на потребительские гранулы в Европе в несколько раз выше цен на промышленные гранулы. Почему же мы должны ориентироваться на самый низкий ценовой уровень при продаже индустриальных пеллет. Конечно, небольшие пеллетные заводы не смогут справиться с крупными ТЭЦ, которые сами для себя строят свои биотопливные производства в Америке, но объединение общих усилий сможет заставить энергетических монстров работать по ценам производителей.